Такая Сволочная Жизнь07/02/2007

Не проходит недели, чтобы нам не показали очередной сюжет на тему «как хорошо и просто работают ТСЖ». Однако, как выяснил «МК» в Питере», на деле товарищества собственников жилья уже превратили жизнь тысяч петербуржцев в сущий ад.

Все сообщения о нарушениях при создании товариществ собственников жилья в Петербурге стекаются к одному человеку - председателю Ассоциации территориального общественного самоуправления (АТОС) Галине Белковой. Она собирает документы по нарушениям в ТСЖ уже семь лет - и сумела выявить стандартные способы, с помощью которых заинтересованные лица навариваются на создании товариществ.

Схема № 1: кто дом построил, тот на нем и зарабатывает

- Закон о ТСЖ был принят в 1996 году и действовал до прошлого года, пока не вышел новый Жилищный кодекс, - объясняет Галина Белкова. - За это время огромное количество товариществ было создано самими застройщиками в построенных ими домах.

Итак, первая схема следующая: застройщик, которому в доме не жить, сажает карманного председателя и начинает зарабатывать деньги - активно продает подвалы под магазины и склады, чердаки под мансарды, закатывает детские площадки и дворы под автостоянки. Жить в таком доме невозможно: новоявленные владельцы подвалов начинают принимать толпы посетителей, которые превращают дом в проходной двор, долбить стены и перекрытия, чтобы установить кондиционеры и поднять потолки.

- Жильцов, конечно, никто не спрашивает, - разводит руками Белкова. - А протоколы и подделать можно - это происходит почти при любой схеме. Выгнать же этих «хозяев» неимоверно трудно.

Наглядной демонстрацией этой схемы стала ситуация в доме 55, корпус 1 по Шуваловскому проспекту. Создав ТСЖ на три дома, застройщик заселил в один из них своего человека, а засланец подтасовал протоколы избрания председателя товарищества (то, что протоколы фальшивые, признано судом) и завладел расчетным счетом - после чего распоряжается домом по своему усмотрению.

- Тарифы завышены, дом разваливается на глазах, в нем откуда-то взялись целых пять частных предприятий. Общая долевая собственность - помещение жилконторы - продано в частную собственность в обход жителей. Нам даже деревья во дворе не дают посадить! - горько смеется Елена Румянцева, жительница дома.

В результате, как выяснилось во время налоговой проверки, на расчетном счете ТСЖ уже образовался долг почти в 2 миллиона рублей и конца-края этому безобразию не видно.

По той же технологии было создано товарищество и в доме 25, корпус 1 по Комендантскому проспекту. После долгих распрей жильцам все-таки удалось переизбрать правление, но застройщик не желает уходить. И каждый месяц к ним приходят сразу две квитанции - от ТСЖ и... от застройщика!

- С момента сдачи дома застройщик создал собственную паспортную службу при доме, - рассказал Владимир Гончаров, член ревизионной комиссии ТСЖ «Комендантский». - И теперь в нашем доме настоящее крепостное право: если ты не платишь по квитанции застройщика, тебя не пропишут в собственной квартире! За последнее время в доме родилось три ребенка - на них не могут даже формы 7, 9 получить. То же с пенсионерами - они не могут оформить субсидии. Эта компания, кстати, построила не меньше 30 домов, и в каждом такая же система.

Схема № 2: один - арендатор, двое - уже ТСЖ

Второй способ навара, который выявила Галина Белкова, - создание ТСЖ руками собственников нежилых помещений. Собираются несколько арендаторов или владельцев подвалов, пишут протокол о создании товарищества - и ТСЖ готово.

- Масса подвалов в городе уже были проданы к 1996 году, - рассказала она. - А документы о создании товариществ регистрационные органы принимают по формальным признакам: есть протокол - значит, все в порядке. Проверять - было собрание или не было - никто, включая прокуратуру, не желает.

Обычно в таких случаях ТСЖ гребет деньги с парковок и продажи подвалов, как в схеме с застройщиком.

Именно по второй схеме было создано ТСЖ в доме по адресу Садовая улица, 13/15. Как рассказала одна из его жителей Мария Троицкая, два года назад арендаторы помещений в доме рьяно агитировали всех создать товарищество. Поддержки коммерсанты не получили, потому что не смогли внятно объяснить, зачем оно надо. А через несколько месяцев выяснилось, что товарищество собственников жилья все-таки создано и зарегистрировано!

- Я посмотрела на протоколы и ведомости к ним - и выяснилось, что там масса путаницы: некоторые собственники записаны по несколько раз. Стоит даже фамилия женщины, которая уже несколько лет живет в США! - удивляется Мария Филипповна.

Новоявленное правление на Садовой, 13/15 нашло оригинальный способ заработка: почему-то замалчивает дефекты капитальных коммуникаций дома. Зачем это нужно, Марии Троицкой поведал неизвестный человек во время визита в Жилищный комитет.

- Я шла по коридору, и кто-то произнес: «Не оборачивайтесь», - вспоминает Мария Филипповна. - Потом он намекнул, что наш дом стоит 330 млн. долларов и очень удачно прилегает к Пассажу, который не так давно был куплен крупной компанией. Кроме того, в ведомостях к протоколам ТСЖ я обнаружила, что некоторые приватизированные квартиры записаны как собственность КУГИ - как раз те, что ближе к Пассажу. Я предполагаю, что мошенники хотели добиться признания дома аварийным и выселить «ненужных» людей через КУГИ в маневренный фонд (для этого и «забыли», что квартиры давно приватизированы). А потом часть дома продать владельцам Пассажа.

Схема № 3: аз есмь царь!

Наконец, еще одна схема, которую выявила Галина Белкова, действует только в небольших домах, где один человек может скупить больше половины помещений. Такой случай произошел в Адмиралтейском районе.

- В одном из домиков гражданин скупил 700 кв. метров жилья. Чем больше у тебя собственность в доме, тем больший голос на собрании ты имеешь - поэтому он получил возможность решать все вопросы управления домом фактически единолично! А ведь ТСЖ задумывалось для того, чтобы все жильцы дома находились в равных условиях.

Все истории с ТСЖ настолько запутанные, что официальные учреждения чаще всего делают квадратные глаза и разбираться не торопятся. В результате в Петербурге уже появился удивительный феномен - два враждующих ТСЖ («Лигово» и «Монтажник») в одном доме на улице Партизана Германа, 19 в Красносельском районе. Разобраться, кто же управляет домом, жители не могут уже несколько лет.

- Они обращались в суд, чтобы разрешить конфликт, - вспоминает Галина Белкова. - И что вы думаете: суд постановил оставить в доме оба товарищества! И как им дальше быть?! Это разве жилищная реформа?

Европейский суд рыдает

В квартире Галины Белковой несколько огромных шкафов набито толстыми папками с документами по разным случаям нарушений в товариществах. Наиболее бредовые ответы официальных учреждений по обращениям жителей города она отправляет в Европейский суд по правам человека.

- Европейский суд уже рыдает от наших дел! Проблема ведь не в отдельно взятых личностях председателей ТСЖ, а в самой системе, - считает Галина Белкова. - Нам преподносили товарищество как ключевой момент жилищной реформы, как форму самоуправления, при которой каждый гражданин сможет контролировать организации, обслуживающие дом. Но по факту ТСЖ - это вовсе не форма самоуправления! Это юридическое лицо, коммерческая организация - еще одна бюрократическая машина, которая нужна определенным кругам для получения прибыли. Гражданин же ничего не может - я даже не могу запросить данные о расходе воды в «Водоканале», потому что мне ответят: «Все вопросы к вашему товариществу, мы с ним договор заключали, а не с вами». Оказалось, что ТСЖ работает на благо кого угодно - застройщика, арендаторов, чиновников, - но только не граждан.

Алиса Берковская